Дзюдо

Дзюдо

Истоки дзюдо уходят в далекое прошлое. Наиболее ранним подтверждением существования древних японских видов борьбы является описание в «Нихон сёки» — летописи Японии, созданной к 720 году, поединка такарахито — «силачей», которые состязались в тикара курабэ — «силовой борьбе».

Начиная с периода Нара — 710-794гг., со времени правления императора Сёму ежегодно при дворе в Высочайшем присутствии устраивались состязания по борьбе сумо — сумо тэнран — «сумо в Высочайшем присутствии».

Боевые навыки, полученные в этих состязаниях, использовались воинами Ямато в военной подготовке и при подавлении восстаний в провинциях. Так, военный правитель Японии раннего периода Хэйан генерал Саканоуэ-но Тамурамаро во время подготовки к походу против племен айну, приказал своим воинам упражняться в борьбе сумо, которая на тот период проводилась в обычной одежде и широко использовалась самураями для подготовки к схваткам кумиути, а также для тренировки духа и тела в мирное время.

В период междоусобных войн кланов Мина-мото и Тайра особое развитие получила борьба Ёрои кумиути — борьба в доспехах, без оружия или с использованием малого оружия. В схватке противники пытались плотно обхватить друг друга, не берясь при этом за пластины доспехов. Самурай пытался победить противника, используя инерцию защищенного доспехом воина, свалить его на землю, а затем добить его ударом короткого меча. Часть этих техник, в виде ката, имитирующих схватку воинов, одетых в доспехи, перешла и в более поздние виды боевых искусств.

1-2С последней четверти XIV в. и до второй половины XVI в. в Японии снова и снова вспыхивали феодальные распри, и правители пытались собрать силы для объединения разрозненных княжеств. Именно в это время сформировалась новая, изощренная система боя, получившая имя дзю-дзюцу известная также под названиями явара, ва-дзюцу тай-дзюцу — когусоку-дзюцу, ёрои кумиути-дзюцу, кумиути-дзюцу, торитэ-дзюцу, хобаку и т.д.

С широкой точки зрения, основанной непосредственно на традиции классических школ боевых искусств Японии, дошедших до наших дней, под общим понятием дзю-дзюцу, появившимся в обиходе в конце XIV века, традиционно подразумевают системы, обобщающие и систематизирующие опыт ведения схватки на поле боя, против вооруженного или невооруженного противника, без оружия или с использованием минимального вооружения, включая скрытое оружие какуси-буки. Кроме того, этот термин иногда использовался в контексте тактики и стратегии боя с основными видами оружия, которыми был вооружен японский воин. Профессиональные воины того времени относились к дзю-дзюцу, как к системе, дополняющей воинские навыки владения основными видами оружия, при-оритетным из которых был меч. Поэтому при изучении мокуроку — различных школ фехтования мечом — часто можно встретить в их техническом арсенале различные техники дзю-дзюцу, которые формировались внутри школы или заимствовались из школ дзю-дзюцу по преемственности обучения или клановому принципу. Эти боевые методы проходили глубокую селекцию и были важной составляющей различных военных систем Гундзин кумиути-дзюцу, предназначенных для использования на поле битвы.

Их можно охарактеризовать как Катю-буд-зюцу или Ёрои кумиути т.е. методы ведения схватки между противниками, одетыми в доспехи, имеющие приоритетное значение при обучении в период Сэнгоку— Эпоха сражающихся провинций (1467-1568), или Сухада бу-дзюцу борьбу без доспехов, получившую распространение в период Эдо— Эпоха Эдо (1603-1867).

В дзю-дзюцу существовало огромное количество школ (рюха, рюги). Под общим понятием школа (рю) можно понимать боевую традицию, отличающуюся от других не только техническим арсеналом и методами стратегии, но, что более важно, философскими концепци-ями, передаваемыми на основе учений основателя школы и зафиксированными в специальных «каталогах» мокуроку.

По оценки различных исследователей, к концу эпохи Эдо в Японии насчитывалось более 700 официально зарегистрированных школ дзю-дзюцу и сходных традиций. Ведущими школами, выделяющимися своей мощью, изощренностью и эффективностью, являлись Такэноути-рю, Ёсин-рю, Кито-рю Кираку-рю, Араки-рю, Асаяма итидэн-рю , Ягю син-ган-рю, Тэнсин синъё-рю, Син-но синдо-рю, Сибукава-рю и многие другие.

Сотни классических рюха дзю-дзюцу являлись отображением богатой военной культуры Японии времен расцвета класса са-мураев, которые несколько столетий определяли общественно-политическую жизнь страны.

trendzdzВ процессе эволюции системы дзю-дзюцу, происходившем в Японии в XIX веке, профессор Кано Дзигоро, 1860-1938, создал прообраз современного дзюдо на основе традиционных систем дзю-дзюцу.

В 1877 году, в возрасте 18 лет, будучи студентом лицея Кайсэй, позже переформированного в Токийский императорский универси-тет, Кано Дзигоро стал изучать систему Тэнсин синъё-рю дзю-дзюцу под руководством Фуку-да Хатиносукэ В это время наставник Фукуда Хатиносукэ являлся преподавателем дзю-дзюцу в Кобусё бакуфу, официальном военно-учебном заведении, которое было основано в 1856 году для обучения военному делу отпрысков знатных семей. Кроме дзю-дзюцу, в Кобусё бакуфу преподавали кэн-дзюцу со-дзюцу, нагината-дзюцу, иай-дзюцу и другие воинские искусства. Там собирались наставники из разных школ дзю-дзюцу, которые проводили тренировки и обменивались практикой.

Кано прозанимался в додзё Фукуда около двух лет, проявив незаурядное усердие в изучении ката и практике рандори. После смерти своего наставника в 1879 году Кано продолжил занятия в додзё сэнсэя Исо Масатомо, сына основателя Тэнсин синъёрю, который являлся наставником его прежнего учителя. Он официально не практиковал и не преподавал рандори, но в ката был великим мастером. Позже Кано часто повторял своим ученикам: «Мне никогда не доводилось видеть столь же красивого исполнения ката, как у сэнсэя Исо».

Позднее, в 1881 году, после смерти своего второго учителя, по рекомендации Мотояма Масахиса, который был преподавателем дзю-дзюцу школы Кито-рю в Кобусё, Кано Дзигоро продолжил обучение в школе совершенно иного направления — Кито-рю («Школа подъема и сваливания») наставника Иикубо Цунэтоси Техника Кито-рю, которую начал изучать Кано, разительно отличалась от техники других школ дзю-дзюцу весьма утонченной техникой бросков, в том числе в падении, с использованием инерции противника, что было характерно для школ, система которых была приспособлена к ведению боя в доспехах Ёрои кумиути-дзюцу. Кано со всей серьезностью ушел в обучение школы Кито-рю, тщательно анализируя рукописи по дзю-дзюцу и само-забвенно оттачивая приемы борьбы, технику которых он освоил полностью и позже в неизменном виде ввел в систему Кодокан дзюдо в виде Косики-но ката — «Ката древнего стиля».

kadokanПостепенно вокруг Кано Дзигоро образовался небольшой круг преданных и влюбленных в дзюдо учеников. К 1883 г. их было всего 9 человек, но среди них уже находились те, кто чуть позже составил цвет Кодокана: Томита Цунэд-зиро, Сайго Сиро, Арима Сумиоми, Каваи Кэй-дзиро.

Первоначально Кано преподавал своим ученикам школы Кито-рю и Тэнсин синъё-рю и одновременно продолжал учиться сам и заниматься исследованиями и систематизацией приемов множества самостоятельно существующих школ дзю-дзюцу. В этот период его учитель Икубо Цунэтоси регулярно посещал с целью проведения занятий зал наставника Кано, который находился в храмовой школе монастыря Эйсёдзи в Ситая. В июне 1883 года он вручил Кано Дзигоро мастерскую лицензию мэнкё по школе Кито-рю.

Первоначально и сам Кано проводил аттестацию своих лучших учеников в традиции дзю-дзюцу, вручая им «хонтай сёсё» — «подлинное свидетельство» по школе Кито-рю.

Точной датой рождения дзюдо считается 1882 год, когда Кано, вместе с несколькими преданными учениками, открыл свой зал обу-чения борьбе в храмовой школе монастыря Эйсё-дзи в Ситая, получивший название «Кодокан» — «Дом изучения Пути».

Пройдя традиционное обучение по двум классическим школам дзю-дзюцу, Тэндзин синъё-рю и Кито-рю, техника которых в дальнейшем и составила основу Кодокан дзюдо, Кано понимал, что традиция дзю-дзюцу представляет собой не только способы ведения боя, а, что более важно, является частью национального исторического наследия, которое необходимо сохранить.

Одновременно с этим, получив прекрасное образование и имея задатки исследователя, подчеркивая большую общественную значимость дзю-дзюцу, он понимал необходимость изменения методологии обучения в традиционных школах через создание научно обоснованной педагогической системы нравственно-этического, физического воспитания и изучения техники борьбы. В своих исследованиях и в методологии обучения он использовал утилитарные методы, которые максимально повышали эффективность используемых навыков борьбы.

Для лучшего понимания техники борьбы и навыков применения изучаемых приемов Кано использовал опыт занятий в школе Кито-рю, в основе обучения которой использовалась практика свободной схватки рандори вместо простой отработки заданной техники в паре по методу ката, который в основе своей использовался в классических школах дзю-дзюцу. Это развивало у обучающихся креативное мышление (импровизацию) ран-о тору, когда сознание в схватке не останавливается (бонно), не связывается никакими штампами.

Этот метод укрепил научно-рациональный взгляд на понятие биомеханического принципа Дзю-но ри — иначе «принципа дзю (мягкости, податливости)», который уже использовался представителями некоторых классических будзюцу, таких как Кито-рю, Дзикисин-рю, Тэнсин синъё-рю и некоторых других, в том смысле, что относительно малыми усилиями можно управлять превосходящим по силе противником. Однако, судя по высказываниям самого Кано, имелось множество толкований самого этого принципа, которые при неправильном применении этого принципа совершенно искажали теорию Кодокан дзюдо, делая ее неэффективной.

Принцип проецирования центра массы на базу стойки, совмещенный с эффективным использованием физической и психической энергии, составляет основу рационального применения техники. Для достижения подобного мастерства требуется использование всего потенциала в исследовании сознания, тела и духа. Но Кано не отказался и от метода ката, дополняющего рандори, который являлся основой классического будзюцу. По сути, рандори и ката — две формы обучения, формиру-ющие основу Кодокан дзюдо и делающие его сбалансированной системой физического воспитания и просвещения, как два колеса, находящиеся на одной оси. Не случайно Нагэ-но ката — «ката бросков» и Катамэ-но ката — «ката сковывающих приемов» были объединены Кано в единый комплекс Рандори-но ката, делающий эти две формы основой обучения дзюдо.

Сущность дзюдо Кано Дзигоро сформулировал так: «Дзюдо — это путь к наиболее эффективному использованию духа и тела. Смысл практики дзюдо состоит в постижении искусства нападать и защищаться, через упорные тренировки закаляя тело и воспитывая волю. Высшей целью изучения дзюдо является само-совершенствование и принесение пользы обществу».

Как средство физического воспитания, по замыслу Кано, обучение дзюдо должно быть направлено на развитие закалки тела и здоро-вья рэнтай-хо , совершенствование своих духовных возможностей сюсинхо и ведению поединка сёбу-хо .

Основываясь на науке и философии, наставник Кано признал достоинства двух философских доктрин в качестве руководящего принципа, который следует применять в новой системе физического образования и культуры в Японии. Он систематизировал и разработал весьма убедительные теоретические предпосылки в дзюдо, которые были широко признаны различными группами последователей. Предполагается, что дзюдо не только является цельной программой физического воспитания, но и, что более важно, способствует развитию моральных, культурных и эстетических достоинств у его последователей.

Философские принципы, сформулированные наставником Кано, Сэйрёку Дзэнъё — «максимальная эффективность» и Дзи-та Кёэй — «взаимное процветание и польза», учат достижению гармоничной динамики между учениками дзюдо и обществом, в котором они живут. Согласно учению Кано, цель дзюдо заключается в распространении правильных принципов максимальной эффективности и взаимного благоденствия, достижении идеальной социальной гармонии в наивысшем состоянии, когда тело и сознание индивида полностью погружается в чистую истину динамики дзюдо.

Следуя принципам методологии, Кано адаптировал основную суть технических компонентов в научном и рационально построенном формате, так что они достигли максимальной практической действенности. Исключив нежелательные элементы старых форм дзю-дзюцу, включающие в себя в основном опасные приемы и сложновыполняемые техники, Кано усовершенствовал методы обучения, чтобы стимулировать прямой психомоторный эффект в применении дзюдо. Признавая достоинства классической формы обучения, он делал упор на рационально объяснимые шаги по совершенствованию психодинамики и обоснованной механической теории.

Чтобы действительно понять революционность идей Кано, необходимо вспомнить, что процесс формирования идеи и создания дзюдо пришелся на сложный для Японии период. Обострение внутриполитических противоречий вылилось в гражданскую войну, в которой сёгунат потерпел поражение. Правление правительства бакуфу подошло к своему официальному концу 9 ноября 1867 года, когда 15-й сёгун Токугава, Токугава Ёсинобу, «передал свои полномочия в распоряжение Императора» и через 10 дней после этого подал в отставку. Этот государственный переворот и последовавшие за ним преобразования по названию годов правления императора Муцухи-то получили название Мэйдзи Исин — «Реставрация Мэйдзи». Вскоре после этого, в январе 1868, началась Война Босин, Босин Сэнсо.

В битве Тоба Фусими армия кланов Сацума и Тёсю одержала победу над армией бывшего сегуна, что позволило императору лишить Ёсинобу всей власти. Война закончилась в мае 1869 года осадой и взятием крепости Горёкаку в Хакодатэ на острове Хоккайдо. Поражение армий бывшего сегуна, возглавляемых Хидзи-като Тосидзо, положило конец периоду Реставрации Мэйдзи. Со всеми вызовами власти и правлению императора было покончено.

В результате буржуазной революции Мэйдзи Исин рухнуло почти трёхсотлетнее правление сегунов Токугава, завершилась эра господства самурайского сословия. Указом 1871 года было объявлено о роспуске самурайских дружин и отмене их сословных привилегий.

Сломив вооруженное сопротивление сторонников сёгуната, новое правительство приступило к проведению широкомасштабных преобразований, в ходе которых были упразднены многие феодальные институты, особенно те, которые наследственное право ставили выше личных заслуг. В результате реформ были конфискованы и упразднены феодальные княжества и взамен них введены префектуры, провозглашено формальное равенство сословий, японские государственные институты были реорганизованы на западный лад, была введена централизованная финансовая система, созданы новые промышленные предприятия, использующие западные технологии, введена всеобщая воинская повинность, лишившая самураев привилегий элиты общества. Это было время перелома в общественном сознании, когда умонастроение наиболее прогрессивного общества было направлено против традиционных институтов, обычаев и верований, сотни лет регламентирующих жизнь Японии.

Самураи были окончательно деклассированы, все виды военного искусства, в том числе и дзю-дзюцу, пришли в упадок. Наставники воинских искусств отказывались брать учеников, не видя в этом никакого смысла, боевыми искусствами занимались буквально единицы, вызывая этим всеобщее неодобрение. В этих условиях расслоения и дезориентации японского общества, живущего в столь сложный для своей страны период, Кано Дзигоро одним из первых пришел к осознанию того, что воинские искусства могут и должны служить делу возрождения страны. Но вместе с этим Кано понимал, что в том виде, в котором существовали боевые искусства в этот период, они не представляют интереса и пользы для общества. Необходима была реорганизация существующих систем боевых искусств с целью подъема национального самосознания и построения соответствующей идеологии, доступной пониманию общества периода Мэйдзи.

В 1895г. в Японии праздновалось 1100-летие переноса столицы в город Хэйан (Киото). В память о правлении основателя Хэйан импе-ратора Камму было решено построить в Киото Бутокудэн — Зал воинской добродетели — по примеру одноименного древнего зала, располагавшегося на территории императорского дворца. Воспользовавшись этим информационным поводом, 17 апреля 1895 года, в рамках Министерства образования и по поручению императора Мэйдзи, выдающимися наставниками боевых искусств, а также ведущими социально-политическими деятелями этого критического для истории страны периода в Киото была основана Ассоциация воинской добродетели Великой Японии — Дай Ниппон Бутоку кай.

Она стала первым в Японии официальным образовательным учреждением в сфере боевых искусств, санкционированным на-циональным правительством с тем, чтобы укреплять, внедрять, стандартизировать все системы боевых искусств.

В декларации, посвященной созданию Ассоциации воинской добродетели Великой Японии, говорилось:

«В апреле 1895г. в ознаменование 1100-летия переноса столицы в Хэйан город Киото выражает восхищение доблестью императорского дома и организует священное празднество восстановления Дворца Великого Предела, и празднует знаменательную годовщину. Стремясь к объединению единомышленников со всей страны, мы основали Ассоциацию воинской добродетели Великой Японии — Дай Ниппон Вутоку кай, и в пределах святилища построим, по образцу древнего Павильона воинской доблести, Бутокудэн, будем ежегодно в обязательном порядке собирать единомышленников и совершать церемонии в честь богов и демонстрировать для их удовольствия свою воинскую доблесть, и будем трудиться на благо нашей родины».

Призывы использовать воинские искусства для физического развития и оздоровления нации нашли широкий отклик не только у сторонников боевых искусств, но и у прогрессивно настроенной интеллигенции, вооруженных сил и полиции.

Кано Дзигоро был одним из активистов создания Бутоку кай, а позже, после ее основания, возглавил в ней отделение дзюдо.

С 1895 г. Ассоциация Бутоку кай начала устраивать турниры по воинским искусствам, в том числе и по дзюдо. Здесь надо сказать, что термин дзюдо в тот период зачастую использовался как синоним обозначения дзю-дзюцу в целом.

В разных отделениях Бутоку кай соревновательные схватки велись по различным правилам. В связи с этим в 1897 году в Бутоку кай собрались мастера дзю-дзюцу со всей Японии, входящие в Бутоку кай, которые утвердили общие правила соревнований. Согласно им схватки на соревнованиях стали проходить до одного иппона, как это принято и в современном дзюдо. Участвуя в соревновательных схватках по всей стране, доказывая свое техническое превосходство и получив широкое признание новой формы дзю-дзюцу и дзюдо от коллег-современников, ученики Кано открыли новую главу Кодокан дзюдо, хотя этот период являлся тяжелейшим испытанием для Кодока-на. Дело в том, что ученикам Кано пришлось встретиться с изощренной системой борьбы в партере, когда представители некоторых школ дзю-дзюцу, таких как Фусэн-рю, часто одерживали победы над дзюдоистами, подрывая авторитет Кодокана. Хотя, что касается конкретно школы Фусэн-рю, то заслуги побед над представителями Кодокана с использованием приемов в партере нужно больше отнести не к техническим особенностям школы, а к личности ее четвертого патриарха Танабэ Матаэмона, достигшего выдающегося мастерства в этом виде техники. Если исследовать мокуроку школы Фусэн-рю, то видно, что и раньше и сейчас школа представляет собой комплексное воинское искусство, включающее в себя, кроме дзю-дзюцу, раздел буки-дзюцу, в который входят техники, выполняемые с дзюттэ кусари кама, бо, дзё, иай, кэн-дзю-цу, нагината.

Существует мнение, что эта школа впервые выстроила техническую концепцию ведения свободной схватки в положении лежа и дала толчок развитию не только отдельного направления Косэн дзюдо, но и той части соревновательного дзюдо, которая касается техник нэ-вадза.

Так или иначе, но не все шло гладко у представителей Кодокан дзюдо, и только совершенная гибкость тактического мышления, готовность учиться и экспериментировать помогли детищу Кано с честью выйти из создавшегося положения. Вскоре ученики Кано на равных навязывали борьбу в партере представителям старых школ и выигрывали поединки. В 1899 году при Бутоку кай в Киото был открыт центр обучения дзюдо, который по рекомендации Кано Дзигоро возглавил в будущем легендарный мастер Исогаи Хадзимэ.

В 1906 году руководством Бутоку кай было поручено специальной комиссии Ассоциации воинской добродетели Великой Японии под председательством Кано Дзигоро разработать стандартные ката, которые включили бы достаточно эффективные приемы различных школ дзю-дзюцу. Разрабатываемые стандартные ката приемов должны были явиться основой преподавания будо в учебных заведениях. Потому между различными школами дзю-дзюцу в период их разработки шла ожесточенная борьба за право включения техники той или иной школы в программу ката, что открывало широкие возможности признания и распространения школы по всей Японии.

1-81-9Помимо Кано Дзигоро, который возглавлял комиссию по разработке ката дзю-дзюцу (дзюдо), в качестве его заместителей в комиссию вошли Хирацука Кацута — Ёсин-рю, Яно Хироцугу — Такэ-ноути санто-рю, Сэкигути Дзюсин — Сэкигути-рю, Тоцука Хидэми — Ёсин ко-рю, Хосино Кумон— Ситэн-рю, Катаяма Такаёси — Ёсин-рю, Эгути Ядзо — Кюсин-рю, Инадзу Масамицу — Миура-рю, Ямасита Ёсиаки — Кодокан, Исогаи Хадзимэ — Кодокан, Ёкояма Сакудзиро — Тэн-дзин синъё-рю, Кодокан, Нагаока Суити — Кодокан, Такэно Сикатаро — Такэноути-рю, Танабэ Матаэмон — Фусэн-рю, Имаи Юкитаро — Такэноути-рю, Осима Хикосабуро — Такэноути-рю, Сато Хокэн — Кодокан, Мокити Цумизу — Сэкигути-рю, Аоянаги Кихэй — Сосуйсипу-рю.

1-3Итогом работы комиссии стало создание двух комплексов: Нагэ-но ката — ката бросков и Катамэ-но ката — ката удержаний, известных сейчас как Нагэ-но ката и Катамэ-но ката Кодокан дзюдо.

Стандартные ката приемов дзю-дзюцу (дзюдо) Великой Японии были утверждены Дай Ниппон Бутоку кай в декабре 1906 г. и получили известность под названиями «Бутоку кай-рю» — «Школа Ассоциации Бутоку кай» или «Бутоку-рю» — «Школа воинской добродетели».

В 1907 году японский парламент под давлением общественного мнения одобрил проект включения кэндо и дзюдо в учебную программу средних школ.

1-7В прошении, поданном на имя министра просвещения, говорилось: «Великая нужда нашего государства заключается в двух путях — гражданском и военном. Гражданские искусства — это средства украшения мирного времени, а воинские искусства — средства усмирения смут. Поэтому долг гражданина заключается в том, чтобы в мирное время не забывать о смутах. Даже если государство пребывает в покое, нельзя забывать об опасностях…».

1-6Благодаря просветительской деятельности, научной системе обучения, доказанному техническому превосходству в схватках и мощной политической поддержке искусство дзюдо получило широкое распространение в качестве дисциплины физической подготовки среди образовательных учреждений, полиции и армии.

1-5Несомненно, что в современном мире для одних людей дзюдо является скорее традицией, для других — путем неустанных поисков технического совершенства, а третьи, объединяя эти два начала, воспринимают дзюдо как Путь служения обществу. В сущности, аспект До — Путь — должен быть надлежащим образом вписан в систему навыков и умений последователя дзюдо как целостной системы духовного обучения. Таким образом подчеркивается максимальная практичность технических при-нципов, заложенных основателем дзюдо Кано Дзигоро, а также важность моральной ответственности в этой дисциплине.